Форма произведения: фонограмма как форма музыкального произведения. Получение прав
Как соотносятся фонограмма (запись музыкального произведения) как объект смежных прав и само музыкальное произведение как объект авторских прав?
Достаточно ли заключить договор с обладателем прав на фонограмму (например, получить исключительное право на фонограмму), чтобы полноценно ее использовать? Учитывая, что фонограмма как бы включает в себя и объекты авторских прав (музыку и текст), и объекты смежных прав (исполнение музыки и текста). Т.е. покупая права на фонограмму, приобретаем ли мы права на все объекты, в нее включенные (в том числе авторские права на музыку и текст).
Даже юристы по авторским правам иногда не находят между собой консенсуса по указанным вопросам, находятся в их рядах «отступники». Однако Высший Арбитражный Суд, похоже, поставит точку в этом вопросе. Надеемся, что точка будет в нужном месте…
ООО «ЮрБИЗ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО «Продюсерский центр «Парадиз» об обязании прекратить использование музыкальных произведений «Натали» и «Ностальгия» в кинофильме «Монтана», признании контрафактными всех материальных носителей кинофильма, в том числе предназначенных для показа в кинотеатре или DVD, изъятии их из оборота и уничтожении, взыскании 2.000.000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на указанные музыкальные произведения.
ООО «ЮрБИЗ» является обладателем авторских прав на музыкальные произведения «Натали» и «Ностальгия» по договорам с автором Кобылянский Е.Б., заключенным еще по старому Закону об авторском праве (права переданы на срок до 31.12.2010).
Продюсерский центр «Парадиз» использовал два указанных музыкальных произведения в своем фильме «Монтана». При этом Продюсерский центр «Парадиз» не заключал договоров по т.н. очистке авторских прав. Единственный договор, который заключил Продюсерский центр «Парадиз» для использования музыкальных произведений в составе фильма, – договор с ООО «Мистерия Рекордс» о передаче смежных прав на исполнение и фонограмму.
Продюсерский центр «Парадиз» ошибочно полагал, что, приобретая права на фонограмму, он получает соответствующие права и в отношении объектов авторских прав. Не беремся судить, насколько это «добросовестное» заблуждение юристов Продюсерского центра «Парадиз», хотя отметим, что один момент заставляет усомниться в их убежденности в собственной правоте:
Согласно ст. 1304 Гражданского кодекса фонограмма – это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, не является фонограммой).
Если юристы Продюсерского центра полагали, что получение прав на фонограмму автоматически дает права на соответствующее использование и объектов авторского права, выраженных в фонограмме, то зачем было получать и права на исполнение? Ведь исполнение также выражено (записано) в фонограмме!
Более того, ни у кого не вызывает сомнений правомерность сбора Российским авторским обществом авторских отчислений за использования музыкальных произведений в эфире. Приведем цитату из закона:
Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе
1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270);
5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);
6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).
Т.е. радиостанция, выпускающая в эфир музыку, должна платить отчисления не только авторам (авторское право), но и исполнителям и изготовителям фонограмм (смежные права).
Если принимать позицию юристов Продюсерского центра, то тогда неминуемо придем к выводу, что отчислений в пользу изготовителей фонограмм вполне достаточно.
Должны с прискорбием отметить некомпетентность всех трех инстанций, которые поддержали доводы ответчика Продюсерского центра, что для использования записи музыкального произведения достаточно получить права только на саму запись (фонограмму). И не воспринимали доводы истца, что помимо смежных прав на фонограмму и исполнение существуют вообще-то и более важные права – авторские права… Для любопытствующих рекомендую ознакомиться с цепочкой всех правообладателей записанного музыкального произведения, с кем необходимо заключить договор для полноценно правомерного использования такого конечного продукта, как записанное музыкальное произведение.
И с глубоким уважением отмечаем упорство истца ООО «ЮрБИЗ» и их юристов найти справедливость в Высшем Арбитражном Суде. С не меньшим удовольствием отмечаем, что Коллегия Высшего Арбитражного Суда совершенно верно поддержала позицию истца, указав, что для законного использования записанного музыкального произведения надо получить права не только на запись (фонограмму) и исполнение, но и на само музыкальное произведение, иными словами получить не только смежные права, но и авторские права.
Это позиция является единственно верной и возможной. Фонограмма – это одна из форм выражения музыкального произведения, а именно – звуковая форма. Т.е. музыкальное произведение может быть выражено в живой устной форме (живое исполнение), может быть выражено в зафиксированной устной форме (например, фонограмма). Также музыкальное произведение может быть выражено и в письменной форме – в форме партитуры.
Остается надеяться, что Президиум Высшего Арбитражного Суда поддержит свою Коллегию в правовой позиции.
Судебные решения по делу ООО «ЮрБИЗ» против ЗАО «Продюсерский центр «Парадиз» »